Главная

Monday, 1 September 2014

Хитрости Tux Paint для детей и взрослых.

Что же такое 'Tux Paint'? 

Tux Paint — свободно распространяемая программа для рисования, разработанная для детей возраста от 3 лет. Программа отличается простым, лёгким в использовании интерфейсом, занимательными звуковыми эффектами. Рисованный персонаж (пингвин Tux) поможет детям освоить программу. Холст и набор инструментов для рисования помогут развить творческие способности Вашего ребёнка. 


Особенности: 

Лёгкость в освоение и занимательность. 
Tux Paint задуман как программа рисования для детей младшего возраста. Она не предназначена для использования в качестве основной программы компьютерной графики. Таким образом, лёгкость в освоении и занимательность являются базовым требованием. Звуковые эффекты и рисованный персонаж помогут в освоении программы и развлекут пользователя. Также предусмотрены крупные, в мультипликационном стиле, указатели мыши. 

Расширяемость. 
Tux Paint расширяем. Кисти и штампы могут добавляться и удаляться. Например, учитель может добавить коллекцию изображений животных и дать учащимся задание изобразить экосистему. Каждой форме может быть приписан звук и текстовый комментарий, показываемый, когда ребёнок выбирает форму. 

 Переносимость. 
Tux Paint переносим между различными компьютерными платформами: Windows, Macintosh, Linux и т.д. Интерфейс при этом выглядит одинаково. Tux Paint хорошо работает на старых системах и может быть скомпилирован для работы на медленных системах. 

 Простота. 
Ребёнку не приходится напрямую иметь дело с низкоуровневыми компьютерными функциями. Текущий рисунок сохраняется при выходе из программы и появляется при последующем запуске. При сохранении рисунка не требуется давать наименование или использовать клавиатуру. Открытие рисунка производится путём выбора из галереи миниатюр. Доступ к другим файлам на компьютере закрыт. 

 Но не подумайте что 'Tux Paint' исключительно для маленьких, даже взрослый найдет в нем для себя пару полезных моментов. В конец концов вам прийдется как минимум настроить его для своего сынишки. Поэтому ниже речь пойдет как раз о таких штатных моментах этого редактора которые вовсе не очевидны на первый взгляд. А именно о Кистях, Штампах и Начальных изображениях. Ниже рассматривается версия для MS Windows. 


Tux Paint Config. 

Начиная с версии 0.9.14 пользователям доступен отдельный исполняемый модуль tux-paint-config.exe, позволяющий изменить поведение Tux Paint. Однако, если Вы не хотите использовать этот инструмент, или желаете лучше разобраться в доступных настройках и параметрах командной строки, читайте документ OPTIONS.html в документации. Конфигурационный файл для Tux Paint, который будет считываться каждый раз при запуске программы, создаётся в формате простого текста и содержит опции, которые Вы желаете включить. Файл должен носить название "tuxpaint.cfg" и располагаться в директории Tux Paint.


 Местоположение файлов.

 Стандартные файлы.

Tux Paint ищет файлы с различными данными в своей директории "data". Tux Paint ищет папку под названием "data" в той директории, где расположен исполняемый файл. Это директория, которую использует инсталлятор при установке Tux Paint, например: C:\Program Files\TuxPaint\data 

 Персональные файлы. 

Вы также можете создавать кисти, штампы, шрифты и "начальные изображения" в Вашей собственной директории (папке). Ваша персональная папка Tux Paint хранится в пользовательской папке "Application Data". Например, в последних версиях Windows: C:\Documents and Settings\(имя пользователя)\Application Data\TuxPaint\ 

"Начальные" изображения. 

C:\Documents and Settings\(имя пользователя)\ Application Data\TuxPaint\starters 
 и 
C:\Program Files\TuxPaint\data\ starters 

 "Начальные" изображения появляются в диалоге "Открыть" вместе с созданными Вами рисунками. В отличие от последних, они располагаются не на синем, а на зелёном фоне. Однако, в отличие от сохранённых рисунков, открывая "начальное" изображение, Вы фактически создаёте новый рисунок. Этот рисунок отличается тем, что не является пустым, а содержит изображение из начального рисунка. Это содержимое влияет на создаваемый Вами рисунок. 

 Раскраска.  
 Основной вид "начального" изображения — имитация картинки из книги-раскраски. Это контуры рисунка, которые Вы затем можете раскрасить и добавить детали. В то время как Вы рисуете, печатаете текст или добавляете штампы, контуры остаются "над" тем, что Вы рисуете. Вы можете стереть часть нарисованного Вами рисунка, но Вы не можете стереть контуры. Чтобы создать этот вид "начального" изображения, просто нарисуйте контурную картинку в какой-либо программе для рисования, сделайте остальную часть рисунка прозрачной (в Tux Paint это будет выглядеть белым) и сохраните в формате PNG. Не сомневаюсь что каждый из вас покупал книгу-раскраску для своего малыша, а кто-то скачивал из сети такие заготовки и на печать. А попробуйте ка без бумаги. Более того, один и тот же рисунок можно раскрасить дважды, а то и трижды.) А можете малышу показать свой вариант, устройте соревнование. И Tux Paint тут не заменим! 

 Фоновые изображения. 
 Наряду с раскрасками, можно создавать "начальные" изображения, используемые в качестве фона. Помимо собственно фона, в состав изображения может быть включён оверлей: часть рисунка, поверх которой невозможно рисовать, нестираемая и не меняющаяся под воздействием "Магии". "Ластик", при использовании с рисунком на основе фонового изображения, не стирает до белого холста, а восстанавливает фон. Используя одновременно оверлей и фон, Вы можете создать "начальное" изображение, симулирующее глубину. Вообразите "океанический" фон с картинкой рифа в качестве оверлея. На нём Вы можете нарисовать (или отштамповать), например, рыбу. Она будет "плавать" в океане, но никогда "перед" рифом. Для создания этого вида "начального" изображения просто создайте оверлей (с использованием альфа-прозрачности), как описано выше, и сохраните как PNG. Затем создайте другой рисунок (без прозрачности) и сохраните его под тем же именем, но с добавленным окончанием "-back" (например, "reef-back.png" — фоновый рисунок, связанный с оверлеем "reef.png"). "Начальные" изображения должны быть того же размера, что и холст Tux Paint. В принятом по умолчанию режиме 640x480, это 448x376 пиксел. Если Вы используете режим 800x600, следуетс взять 608x496. (На 192 пикселя уже и 104 ниже разрешения). Расположите их в папке "starters" директории C:\Documents and Settings\(имя пользователя)\ Application Data\TuxPaint\. Если таковой папки нет то создайте ее. При вызове диалога "Открыть", "начальные" изображения появляются вверху списка, на зелёном фоне. "Начальное" изображение невозможно изменить в самом Tux Paint'е, т.к. его загрузка — аналог создания нового рисунка (но с содержимым вместо пустого листа). Команда "Сохранить" просто создаст новую картинку, так же, как при использовании команды "Новая". "Начальные" изображения "прикрепляются" к сохранённым рисункам посредством маленького текстового файла с таким же именем, но с расширением ".dat". Это позволяет сохранить оверлей и фон даже если, например, завершена работа Tux Paint, или загружена/начата другая картинка. (Иными словами, если Вы создали рисунок на основе "начального" изображения, оно постоянно будет присутствовать как часть рисунка). Чтобы сделать это, Вам просто нужно конвертировать рисунок в формат PNG (Portable Network Graphic) и поместить его в каталог Tux Paint'а для сохранённых рисунков.

Кстати следует помнить что диалог "Открыть" показывает только рисунки, созданные Вами в Tux Paint'е. А как же быть, если Вы желаете загрузить иные рисунки или фотографии в Tux Paint для редактирования? Чтобы сделать это, Вам просто нужно конвертировать рисунок в формат PNG (Portable Network Graphic) и поместить его в каталог Tux Paint'а для сохранённых рисунков: "Application Data" пользователя, например: C:\Documents and Settings\ (имя пользователя)\Application Data\TuxPaint\saved.

 Магия (специальные эффекты). 

Инструмент "Магия" фактически представляет собой набор специальных инструментов. Надо выбрать один из "волшебных" эффектов на панели справа, затем нажмите и поводите мышью по картинке, чтобы применить эффект. Описывать их нет смысла, просто пробуйте. Более 3-х десятков типов - Радуга, Искры, Зеркало, Переворот, Размытие, и т.д. 


Само слово «магия» завораживает, но поверьте, самые обычные Кисти и Штампы не менее интересны в Tux Paint. Так идем дальше! 

Кисти. 

Файлы кистей находятся в C:\Program Files\TuxPaint\data\brushes Кисти, используемые для рисования инструментами "Краска" и "Линии", представляют собой просто графические файлы в формате PNG. Альфа-канал (прозрачность) рисунка PNG используется, чтобы определить форму кисти. Это значит, что форма может сглаженной или даже частично прозрачной! Серые пиксели будут отрисовываться с использованием текущего цвета Tux Paint. Цветные пикселы будут подцвечены. Рисунок кисти не должен быть шире 40 пикселов и выше 40 пикселов (т.е., максимальный размер — 40х40). 

Атрибуты кисти. 
В отличие от простых рисунков, кистям могут быть приданы дополнительные атрибуты. Для этого следует создать "файл данных" для кисти. Файл данных кисти — это просто текстовый файл с перечислением атрибутов. У файла должно быть имя, совпадающее с именем рисунка PNG, но с расширением ".dat" (например, файл данных для "brush.png"' — текстовый файл "brush.dat", расположенный в той же папке). 

Пробелы в кистях. 
Вы можете определять пробелы для кистей (т.е., с какой частотой они отрисовываются). По умолчанию, пробел равен четверти высоты кисти. Добавьте строку "spacing=N" в файл данных кисти, где N — пробел для кисти. Чем меньше число, тем чаще кисть отрисовывается. 

Анимированные кисти.
 Вы также можете создавать анимированные кисти. При использовании такой кисти, отрисовывается каждый кадр анимации. Вставьте каждый кадр в большой рисунок PNG друг за другом Например, если размер кисти 40х40 и у Вас 5 кадров, размер рисунка должен быть 200х40. Добавьте строку "frames=N" в файл данных кисти, где N — количество кадров в кисти. Для урежения частоты кадров добавьте строку "random" в файл данных кисти. 

Направленные кисти.
 Вы можете создавать направленные кисти. При использовании такой кисти рисуются различные изображения в зависимости от направления движения кисти. Рисунок PNG направленной кисти делится на квадраты 3х3. Например, если размер кисти 40х40, размер всего изображения должен быть 120х120 и формы для каждого направления располагается в ячейках решётки 3х3. Центральная область используется при отсутствии движения кисти. Верхний правый угол используется при движении вправо вверх и т.д. Добавьте строку "directional" в файл данных кисти. 


Анимированные направленные кисти.
 Вы можете объединить возможности анимации и направленности в одной кисти. Укажите оба параметра ("frames=N" и "directional") в разных строках файла "".dat" кисти. Создайте для каждого кадра набор 3х3 направленных форм и объедините их в одном рисунке PNG друг за другом, слева направо. Тогда для кисти размером 40х40 из 3-х кадров размер рисунка будет 360х120. 

 Тогда ваш файл с расширением DAT будет содержать следующие строки: 
  • frames=3 
  • directional 
  • spacing=48.

 Расположите файлы PNG с изображением кистей и текстовые файлы данных DAT в папке "brushes". 

 Штампы.

 Файлы штампов находятся в C:\Program Files\TuxPaint\data\stamps.
  Для упорядочивания штампов полезно создавать вложенные папки. Например, у Вас может быть папка "holidays" с вложенными папками "halloween" и "christmas". Инструмент "Штамп" действует как резиновый штамп или наклейка. Он позволяет вставлять в Ваш рисунок готовые картинки или фотографии (например, изображение лошади, или дерева, или луны). Во время движения мыши, за ней движется контур выбранного штампа, показывая, где будет вставлен штамп. К штампам могут быть привязаны звуковые эффекты! У некоторых штампов можно изменить цвет или отте нок! Размеры штампа можно изменять, а также многие штампы можно перевернуть или зеркально отразить, используя элементы управления внизу справа. Если установлена опция "nostampcontrols", Tux Paint не показывает элементы управления "Зеркало", "Переворот", "Уменьшение и увеличение" для штампов. Такой запрет можно установить в конфигураторе. Только вот зачем? К сожалению «Уменьшение и увеличение» для штампов я так и не нашел. Жду совета от разработчика Tux Paint. 

Штампы в Tux Paint могут состоять из различных файлов. Один из необходимых файлов это, конечно, собственно рисунок. Штампы, используемые в Tux Paint представляют собой рисунки PNG. Они могут быть полноцветными или в оттенках серого. Альфа-канал (прозрачность) PNG используется для определения формы рисунка (в противном случае штамп будет прямоугольным). Штампы могут быть разного размера, но на практике, размер 100 пикселей ширины на 100 пикселей высоты (100x100) обычно достаточен. Примечание: если новый штамп имеет видимый прямоугольный контур или непрозрачный фоновый цвет (например, чёрный или белый), значит Вы забыли использовать альфа-канал! 


 Текстовое описание.
 Текстовые (TXT) файлы с такими же именами, что и файлы PNG (например, описание для "picture.png"' находится в файле "picture.txt" в той же папке). Первая строка текстового файла будет использоваться как описание штампа на американском английском. Она должна быть закодирована в UTF-8. 

Поддержка языков.
 В текстовый файл могут быть добавлены дополнительные строки, чтобы опеспечить перевод описания. Они показываются, когда Tux Paint запускается под иной локалью (например, русской или испанской). В начале строки должен идти код языка (например, "ru" для русского или "zh_tw" для традиционного китайского), далее следует ".utf8=" и затем переведённое описание (кодированное в UTF-8). В директории "po" есть скрипты для конвертирования текстовых файлов в формат PO (и обратно) для облегчения перевода на различные языки. Таким образом, Вы не должны добавлять или изменять переводы прямо в текстовых файлах. Если не доступен перевод для языка, под которым Tux Paint в данный момент запущен, используется текст на американском английском. 

Звуковые эффекты.
 Файлы формата OGG с таким же именем, как PNG (например, звуковой эффект для "picture.png"' — "picture.ogg" в той же папке). Для звуков в разных локалях (например, если звуковой эффект содержит слово, и Вы желаете это слово перевести) также создайте файл OGG с кодом языка в имени файла в формате: "ШТАМП_ЯЗЫК.ogg" Например, русская версия звукового эффекта для "picture.png"' должна храниться в "picture_ru.ogg". Французская версия — "picture_fr.ogg". И так далее. Если локализованный звуковой эффект невозможно загрузить, Tux Paint попытается загрузить звуковой эффект "по умолчанию" (например, "picture.ogg"). 

Настройки штампов.
 Помимо графической формы, текстового описания и звукового эффекта, штампы могут иметь и другие атрибуты. Для их редактирования создайте "файл данных" штампа. Файл данных штампа — это просто текстовый файл с настройками. У файла такое же имя как и у рисунка PNG, но с расширением ".dat" (например, файл данных для "picture.png"' — текстовый файл "picture.dat" в той же папке). Штампы могут быть либо "окрашиваемыми", либо "подкрашиваемыми". 

Окрашиваемые.
 "Окрашиваемые" штампы используются подобно кистям — Вы выбираете штамп, а затем — цвет, в который желаете его окрасить (в качестве примера можно привести штампы-символы, например математические или музыкальные). Не используется никакая информация о цвете первоначального изображения, за исключением прозрачности. Штамп выводится равномерно окрашенным. Добавьте строку "colorable" в файл данных штампа. 

Подкрашиваемые.
 "Подкрашиваемые" штампы подобны "окрашиваемым", за исключением того, что первоначальная информация о цвете частично сохраняется (используется первоначальное изображение, но его оттенок изменяется в зависимости от выбранного в палитре цвета). Добавьте строку "tintable" в файл данных штампа. 

Настройки смешения цветов: в зависимости от содержания Вашего штампа, Вы можете выбрать один из нижеперечисленных методов смешения цветов. Добавьте одну из следующих строк в файл данных штампа: "tinter=normal" (по умолчанию) нормальный режим. "tinter=anyhue" "tinter=narrow" "tinter=vector" 

Неизменяемые штампы.
 По умолчанию, штамп может быть перевёрнут, зеркально отражён, или то и другое одновременно. Это можно сделать, используя кнопки ниже панели выбора штампов, внизу справа окна Tux Paint. Иногда, смысла в перевороте или отражении штампа нет, например, для штампов букв или чисел. Также в случае симметричных штампов использование переворота или отражения бесмысленно. Для запрета переворота добавьте строку "noflip" к файлу данных штампа. Для запрета отражения добавьте строку "nomirror" к файлу данных штампа. 

Начальный размер штампа.
 По умолчанию, Tux Paint предполагает, что размер Вашего штампа подобран в расчёте на холст 608x472. Это оригинальный размер холста Tux Paint для экрана 640x480. Затем Tux Paint подгоняет размер штампа в соответствии с текущими размерами холста и, при наличии, с пользовательскими установками. Если Ваш штамп слишком велик или мал, Вы можете определить коэффициент масштабирования. Например, если Ваш штамп в 2,5 раза шире (или выше), чем должен быть, добавьте параметр "scale 40%" или "scale 5/2", или "scale 2.5", или "scale 2:5". При желании, можно использовать "=", например, "scale=40%". 

Зеркальные изображения.
 В некоторых случаях, Вы можете захотеть самостоятельно подготовить зеркальное отображение штампа. Например, вообразите рисунок пожарной машины с надписью "Пожарная охрана" на боку. Вероятно, Вы не захотите, чтобы при отражении текст перевернулся задом наперёд! Для того, чтобы Tux Paint использовал подготовленную Вами версию, а не пытался перевернуть изображение самостоятельно, просто создайте второй файл PNG с таким же именем, за исключением частицы "_mirror" перед расширением. Например, для штампа "truck.png" Вы должны создать файл с именем "truck_mirror.png", который и будет использоваться при отражении штампа. 

Вот такой, например, перечень файлов к штампу «Лягушка»: 
frog.dat frog.ogg frog.png frog.txt frog_desc.ogg frog_desc_ca.ogg frog_desc_el.ogg frog_desc_fr.ogg frog_desc_nl.ogg 

где Frog.txt 
A frog. 
af.utf8='n padda 
ast.utf8=Una xaronca. 
ca.utf8=Una granota. 
es.utf8=Una rana. 
fr.utf8=Une grenouille. 
nb.utf8=En frosk. 
nn.utf8=Ein frosk. 
ru.utf8=Лягушка. 
sk.utf8=Žaba. 
sl.utf8=Žaba 
sv.utf8=En groda. 
uk.utf8=Жабка.

1 comment:

  1. Спасибо! Информация полезная. Но нигде не могу найти ответ на вопрос: Как можно выделить часть изображения и переместить выделенный фрагмент?

    ReplyDelete

А что вы думаете по этому поводу?