Главная

Monday, 20 July 2015

Про удивительный Scratch и не только.


Всем привет.
На днях был я в гостях у знакомого, и пока все гости баловались кофе решил посмотреть чем занимается его сын. Он заканчивает школу. Парнишка очень любознательный, поэтому на его столе я увидел приблизительно вот такую вот картину (ниже). 

Причем этот полигон был собран отнюдь не для того чтобы гонять очередную стрелялку и одновременно сидеть в Контактах. Сам компьютер это ноутбук, в него вторым монитором включен Dell, а также внешняя клавиатура и мышь. На мониторе выполняется серфинг сети, запуск приложений для тестирования, а на экране ноутбука само кодирование, его вертикальное положение на боку обеспечивает боле удобный просмотр листинга. Да и перегревается ноутбук так намного реже.




Правда на экране первым я увидел не привычный нам код, а вот это - это оказался Scratch, мега-популярный конструктор программ для детей.

Скретч (Scratch) – это новая среда визуального программирования, которая позволяет детям создавать собственные анимированные интерактивные истории, игры и модели. Этими произведениями можно обмениваться с сообществом авторов Скретч-проектов по всему миру. В Скретче можно играть с различными объектами, видоизменять их вид, перемещать их по экрану, устанавливать формы взаимодействия между объектами. Это объектно-ориентированная среда, в которой блоки программ собираются из разноцветных кирпичиков команд.

Мы можем начинать пользоваться языком с нуля, не обладая никакими предварительными знаниями о программировании. Важно отметить, что Скретч приходит в современный мир вместе с другими важными педагогическими инициативами. Это движение свободных программ и движение «Один ребенок – один компьютер» – «1:1». Согласно идеологии этого движения ребенок должен осваивать не программы-приложения, а различные способы деятельности: создавать свои собственные истории, придумывать игры, разрабатывать компьютерные модели. Для таких целей Скретч подходит как нельзя лучше. Разработчики языка думают о том, как дети в среде Скретч смогут самостоятельно осваивать современную культуру, играть с образами, звуками, мультипликацией. В этой среде ученики не используют готовые компьютерные игры, а конструируют свои собственные игры, истории и модели. В ходе этой созидательной деятельности у учеников формируется свобода обращения с различными элементами окружающей медиакультуры.

Но не следует полагать что Скретч исключительно для детей. Об этом чуть ниже. Лично мне подход Скретч напоминает принципы графического редактора TuxPaint. Такие же возможности для любознательных пользователей.

Скретч использует метафору кирпичиков Лего, из которых даже самые маленькие дети могут собрать простейшие конструкции. Дети могут собирать свои программы-процедуры из блоков так же, как конструкции из разноцветных кирпичиков. Из конструкций и управляющих структур могут быть собраны различные агенты, выполняющие простые инструкции. Эти агенты могут взаимодействовать между собой и воссоздавать сообщество в среде Скретч. В результате выполнения простых команд складывается сложная модель, в которой будет взаимодействовать множество объектов, наделенных различными свойствами. Начальный уровень программирования столь прост и доступен, что Скретч рассматривается в качестве средства обучения не только старших, но и младших школьников.

Создавая проекты в Скретче, ребенок осваивают множество навыков:
• творческое мышление,
• предметное общение,
• системный анализ,
• беглое использование технологий,
• эффективное взаимодействие,
• проектирование,
• постоянное обучение.

Толково про Скретч написано в книге Евгения Татаркина "Учимся готовить в среде Скретч 2.0".


Что можно делать и чему можно научиться в Скретч - подумал я? И тут же увидел ответ и продолжение моего вопроса. Оказывается наш школьник не стал долго сосредотачиваться на самом конструкторе Скретч, а быстро нашел ему еще одно применение. Как по мне то более взрослое. Ну растет паренек! 

Так вот он купил себе Ардуино. А это что еще такое? 


В двух словах Arduino - это эффективное средство разработки программируемых электронных устройств, которые, в отличие от персональных компьютеров, ориентированы на тесное взаимодействие с окружающим миром. Ардуино - это открытая программируемая аппаратная платформа для работы с различными физическими объектами и представляет собой простую плату с микроконтроллером, а также специальную среду разработки для написания программного обеспечения микроконтроллера.


Ардуино может использоваться для разработки интерактивных систем, управляемых различными датчиками и переключателями. Такие системы, в свою очередь, могут управлять работой различных индикаторов, двигателей и других устройств. Проекты Ардуино могут быть как самостоятельными, так и взаимодействовать с программным обеспечением, работающем на персональном компьютере (например, приложениями Flash, Processing, MaxMSP). Любую плату Ардуино можно собрать вручную или же купить готовое устройство; среда разработки для программирования такой платы имеет открытый исходный код и полностью бесплатна.

Язык программирования Ардуино является реализацией похожей аппаратной платформы "Wiring", основанной на среде  программирования мультимедиа "Processing".  Этакий клон С++. Осваивается на раз. Но наш паренек пошел дальше. Он раскопал что не менее красиво можно заставить Скретч управлять тем же Ардуино. С легкостью, только надо установить некий промежуточный пакет Scratch4Arduino. И тогда ваша творческая мысль обретет новые крылья.


Однако не следует останавливаться на Скретч надолго ибо это все таки вещь в себе и компилировать свои программы в исполняемые модуля она не умеет. В отличие от Ардуино в память которого можно зашить свой код навечно. Типа написал своего мини-робота, зашил в схему Ардуино  и подарил своей девушке. 

Мне бы такие инструменты в детстве, то я бы на них точно завис надолго!
Покажите это своим детям и дерзайте сами!






No comments:

Post a Comment

А что вы думаете по этому поводу?