Несмотря
на увеличивающееся количество машин на дорогах, самих дорог не стало больше и
они не стали шире. Это печально. Но с другой стороны автомобили стали
комфортнее и, самое главное, экологичнее. Разве?- скажете вы. Именно так –
отвечу я.
Но
вначале немного истории.
Вместе с ростом экологического движения в
начале 1990-х годов в США был принят
ряд стандартов,
которые ввели
обязательность оснащения электронных блоков управления автомобилями (ЭБУ, ECU) системой за контролем параметров работы двигателя, имеющих прямое или косвенное отношение к составу выхлопа. Стандарты также предусмотрели протоколы
считывания информации об отклонениях в экологических параметрах работы
двигателя и другой диагностической информации из ЭБУ. Стандарт OBD-2 как раз и является системой накопления и считывания
такой информации. Изначальная экологическая
направленность протокол OBD-2, с одной стороны, ограничила возможности по его
использованию в диагностике всего спектра неисправностей, с другой
стороны, предопределила его крайне широкое распространение как в США, так и на
автомобилях других рынков. В США применение системы OBD-2 и наличие соответствующего разъема диагностики обязательны с 1996 г. (требование
распространяется как на автомобили, производимые в США, так и на
автомобили не американских марок, продаваемые в США). На автомобилях Европы и Азии
протоколы OBD-2 применяются
также с 1996 г. (на небольшом количестве моделей), но особенно - с 2001 г. для автомобилей
с бензиновыми двигателями (с принятием соответствующего европейского стандарта - EOBD) и с 2004 г. для автомобилей
с дизельными двигателями.
Сегодня от малого до велика знакомы с
персональными компьютерами. Но вот уже несколько десятилетий автомобили также оснащаются бортовыми компьютерами.
Одной из задач этих электронных помощников является мониторинг всех систем автомобиля и
своевременное выявление неполадок. Сообщить о характере этих неполадок бортовые
компьютеры могут при вмешательстве работников автосервиса, во время выполнения
компьютерной диагностики автомобиля при помощи специальных сканеров. Одним из
таких сканеров является поддерживающий протокол OBD-2 электронный
сканер ELM327.
Описание ELM327
Автомобильный
сканер ELM327 предназначен для компьютерной диагностики автомобилей,
оборудованных бортовой системой тестирования стандарта OBD-2. Одним из преимуществ этого сканера
является то, что он может использоваться даже без специального программного
обеспечения, правда, в данном случае его функционал значительно сужается. Тем
более что софт для ELM327, как правило, поставляется вместе с оборудованием.
Безусловно,
существует ряд программ от сторонних разработчиков, предназначенных для OBD
диагностики и на все сто процентов подходящих для ELM327. Таким образом, найти
софт для стандартного ELM327 не составит труда.
Если же
случилось так, что установить на компьютер специальный софт для ELM327 по тем
или иным причинам не представляется возможным, то работа может вестись через встроенную в
операционную систему MS Windows программу «Hyper Terminal».
А возможности
ELM327 достаточно широки. Этот сканер позволяет считывать различные показатели
работы двигателя, например, бортовое напряжение, получать коды ошибок, вести
диалог с OBD системой автомобиля. Наряду с этим возможности ELM327 позволяют
сбросить все коды ошибок, возникшие в системе автомобиля, после чего на панели
авто погаснет лампочка <MIL>.
Использование ELM327 и ScanMaster-ELM
ScanMaster-ELM – это программа для диагностики ЭБУ, поддерживающих OBD-2. Обладает приятным
интерфейсом и массой функциональных возможностей. Незаменима для обладателей
сканера ELM327.
Для начала
работы сканер надо подсоединить к последовательному порту (RS232) PC и
установить рабочую скорость обмена 38400 с 8 дата-битами без паритета и 1
стоп-бит. Правильно подключенный к PC сканер передаст сообщение вида <ECU Connected -->>.
Полноценная
ELM327 инструкция невозможна без упоминания о том, что сканер проверяет все
команды и сообщения, переданные пользователем на наличие ошибок, правильность
протоколов, корректность синтаксиса. Безусловно, это существенный плюс в работе
прибора. Большинство
авто имеет девять режимов для запроса информации. Первый байт запроса, который
и является номером режима, описывает тип и характер запрашиваемой информации, а
последующие уже конкретизируют запрос.
Протокол OBD-2 предоставляет
диагносту следующие функциональные возможности (режимы диагностики - modes):
Режим 1 - Считывание текущих
параметров работы системы управления (Mode 1 PID Status & Live PID Information).
Всего стандартом поддерживается
около 20 параметров. Однако, каждый конкретный блок
управления поддерживает ограниченное количество из них (например, в зависимости от
установленных датчиков кислорода). С другой стороны, некоторые авто-производители поддерживают расширенные
наборы параметров - например, автомобили концерна GM поддерживают более 100 параметров. Через систему OBD-2
диагностики
можно считать (основные параметры):
- режим
работы системы топливной коррекции (PID 03 Fuel system status). При значении "Closed
Loop" система
работает в режиме обратной связи (замкнутой петли), при этом данные с датчика кислорода
используются для корректировки топливо-подачи.
- При
значении "Open
Loop" данные
с датчика кислорода не используются для корректировки топливо-подачи;
- расчетная
нагрузка на двигатель (PID 04 Calculated Load);
- температура
охлаждающей жидкости (PID 05 Coolant temperature);
- краткосрочная
коррекция подачи топлива по банку 1/2
- (PID
06/08 Short Term Fuel Trim Bank 1/2);
- долгосрочная
коррекция подачи топлива по банку 1/2
- (PID
07/09 Long Term Fuel Trim Bank 1/2);
- давление
топлива (PID
0A Fuel pressure);
- давление
во впускном коллекторе (PID 0B Manifold pressure);
- обороты
двигателя (PID
0C Engine speed - RPM);
- скорость
автомобиля (PID
0D Vehicle speed);
- угол
опережения зажигания (PID 0E Ignition Timing Advance);
- температура
всасываемого воздуха (PID 0F Intake Ait Temperature);
- расход
воздуха (PID
10 Air Flow);
- положение
дроссельной заслонки (PID 11 Throttle position);
- режим работы системы подачи дополнительного воздуха (PID 12 Secondary Air Status);
- расположение датчиков кислорода (PID 12 Location of O2 sensors);
- данные с датчика кислорода №1/2/3/4 по банку 1/2 (PID 13-1B O2 Sensor 1/2/3/4 Bank 1/2 Volts).
Как правило, для анализа работы конкретной подсистемы системы
управления двигателем, достаточно
одновременно контролировать 2-3 параметра. Однако, иногда требуется
одновременно просматривать и большее число. Число одновременно контролируемых параметров, а также формат их вывода (текстовый и/или графический) зависят как от возможностей
конкретной программы-сканера, так и от скорости обмена
информацией с блоком управления двигателем автомобиля (скорость зависит от
поддерживаемого протокола).
Режим 2: получение сохраненной фотографии (стоп-кадр) текущих параметров работы системы управления на момент
возникновение кодов неисправностей (Mode 2 Freeze Frame).
Режим 3: считывание и просмотр кодов текущих неисправностей (Mode 3 Read Diagnostic Trouble Codes (DTCs)).
Режим 4: очистка
диагностической памяти (Mode 4 Reset DTC's and Freeze Frame data) - стирание кодов
неисправностей, фотографий текущий
параметров,
результатов
тестов датчиков кислорода, результатов
тестовых мониторов.
Режим 5: считывание
и просмотр результатов теста датчиков кислорода (Mode 5 O2 Sensor
Monitoring Test Result).
Режим 6: запрос
последних результатов диагностики однократных тестовых мониторов (тестов, проводимых один раз
в течение поездки) (Mode 6 Test results, non-continuosly
monitored) - эти
тесты контролируют работу катализатора, системы рециркуляции выхлопных газов (EGR), системы вентиляции
топливного бака.
Режим 7:- запрос
результатов диагностики непрерывно действующих тестовых мониторов (тестов, выполняемых
постоянно, пока выполняются
условия для проведения теста) (Mode 7 Test results, continuosly monitored) - эти тесты контролируют
состав топливо-воздушной смеси, пропуски зажигания (misfire), остальные компоненты, влияющие на выхлоп.
Режим 8: управление
исполнительными механизмами.
Режим 9: запрос
информации о диагностируемом автомобиле (Mode 9 Request vehicle information) - VIN-кода и калибровочных данных.
Может
случиться и такое, что помимо вышеперечисленных девяти основных параметров
работы, в автомобиле реализуются еще некоторые дополнительные режимы. Хотя
программы для работы со сканером предоставляют пользователю более понятный и
простой интерфейс, с которым работать невероятно удобно, они немного ограничены
в своих возможностях в сравнении с ручным режимом работы со сканером через
терминал. Например, если вы знаете протокол OBD-2 конкретного авто, то вы
можете направлять команды и запросы к OBD-2 своими руками, то есть через
терминал. Это позволяет получать такую информацию, которую, к сожалению, не
может запросить программа, но, несомненно, требует знаний всех пунктов, которые
предполагает подробную инструкцию к ELM327.
Более того в таком случае у вас есть возможность заменить
свою магнитолу на планшет с блютуз который
будет вам незаменимым помощником в пути.
На картинке планшет Freelander
PD10 3G с Android.
No comments:
Post a Comment
А что вы думаете по этому поводу?