Если вы любите фантастику так же как я, то для вас еще одна почемучка сегодня.
Часто можно услышать, будто бы в наш век поточных линий и массового производства полностью изжил себя кустарь-умелец, искусный мастер по дереву и металлу, чьими руками создано столько прекрасных творений прошлого. Утверждение скороспелое и неверное. Разумеется, теперь умельцев стало меньше, но они отнюдь не перевелись совсем. И как бы ни менялась профессия кустаря, сам он благополучно, хотя и скромно, здравствует. Пусть он не делает скрипок, часов с кукушкой, музыкальных шкатулок – он такой же умелец, каким был всегда, и каждое изделие, выходящее из его рук, неповторимо. Он не враг механизации: под стружками на его верстаке вы обнаружите рабочий инструмент с электрическим приводом. Это вполне современный кустарь. И он всегда будет существовать, мастер на все руки, который, сам того не подозревая, творит подчас, сам того не ведая, бессмертные произведения искусства.
Работа, которой теперь был занят Ганс Мюллер, весьма озадачила бы его баварских предков. Десять лет назад он и сам был бы удивлен. А началось все с того, что один прогоревший клиент принес ему в уплату за выполненный заказ вместо денег компьютер… И так получилось, что Ганс раздумал продавать тот компьютер. И даже сделал ему апгрейд на последние деньги.
Он был в своей области художником и отказывался верить, что через сто лет вкусы деградируют до такой степени что люди буду лайкать все подряд. А еще Ганс с детства любил фантастику. Перечитывая Артура Кларка Ганс в своем воображении был весьма невысокого мнения и об оружии, которым пользовались капитан Зипп и его враги. Нет, он не пытался понять принцип действия портативного дезинтегратора, его смущало только, почему этот дезинтегратор непременно должен быть таким громоздким. А одежда, а интерьеры космических кораблей? Они выглядят неправдоподобно! Откуда он мог это знать? Гансу всегда было присуще чувство целесообразности, оно тотчас заявило о себе и в этой новой для него области.
Мы уже сказали, что Ганс был простодушным человеком. Но простаком его нельзя было назвать. Прослышав, что в мире GenAI платят хорошие деньги, мастер тут же сел за свой компьютер.
Он трудился из любви к искусству, обстоятельство, которое не могло поколебать даже то, что он при этом зарабатывал больше денег, чем когда-либо прежде за всю свою жизнь. И Ганс заявил, что, во-первых, ему не нужны никакие помощники, во-вторых, он будет работать в своей маленькой мастерской. Его дело предлагать эскизы и образцы. Массовое тиражирование может происходить в другом месте, он кустарь.
В воскресенье поздно вечером Ганс Мюллер заканчивал образец нового гермошлема; вдруг он почувствовал, что в мастерской есть еще кто-то. Он медленно повернулся к двери. Она ведь была заперта, как они ухитрились открыть ее так бесшумно? Возле двери, глядя на него, неподвижно стояли двое. Ганс почувствовал, как сердце уходит в пятки, и поспешно мобилизовал все свое мужество. Хорошо еще, что здесь хранится только малая часть его денег. А может быть, это как раз плохо? Еще разъярятся…
– Кто вы? – спросил он. – Что вам здесь надо? Один из вошедших направился к нему, второй остался стоять у двери, не сводя глаз с мастера.
Оба были в новых пальто, низко надвинутые на лоб шляпы не позволяли разглядеть лиц. Слишком хорошо одеты, сказал себе Ганс, чтобы быть заурядными грабителями.
– Не волнуйтесь, мистер Мюллер, – ответил первый незнакомец, легко читая его мысли. – Мы не бандиты, мы представители власти. Мы из,... из контрразведки.
– Не понимаю.
Незнакомец сунул руку в спрятанный под пальто портфель и извлек пачку цветных иллюстраций. Порывшись среди них, он вынул одну.
– Вы причинили нам немало хлопот, мистер Мюллер. Две недели мы разыскивали Вас, ваш аватар никак не намекает на ваше местонахождение. Так или иначе, мы здесь и хотели бы задать вам несколько вопросов.
– Я не шпион! – возмущенно ответил Ганс, смекнув о чем идет речь. – У вас нет никакого права! Я лояльный американский гражданин!
Гость игнорировал эту вспышку. Он показал Гансу первую иллюстрацию.
– Узнаете?
– Да. Это вариант интерьера космического корабля капитана Зиппа.
– Он придуман вами?
– Да.
Еще одна иллюстрация.
– А это?
– Это марсианский город Палдар, вид сверху.
– Ваша собственная выдумка?
– Разумеется! – гнев заставил Ганса забыть об осторожности.
– А это?
– Это протонное ружье. Разве плохо?
– Скажите, мистер Мюллер, все это исключительно ваши собственные идеи?
– Да, я не краду у других, это в приципе невозможно с...
Первый незнакомец подошел к своему товарищу. Несколько минут они переговаривались так тихо, что Ганс ничего не мог разобрать. Наконец они как будто пришли к соглашению. Совещание кончилось прежде, чем Ганс сообразил, что не худо бы прибегнуть к помощи телефона.
– Очень жаль, – обратился к нему незнакомец, – но похоже, кто-то нарушил правила секретности. Возможно, это произошло чисто случайно, даже… э… неосознанно, но это не меняет дела. Видимо произошла непредвиденная утечка. Скажите вы cоздаете свои рисунки исключительно в, как его, Photoshop-е?
- Почему именно Photoshop? - возмутился Ганс, - это уже вчерашний день. Я, как и многие сейчас, занимаюсь GenAI. Все мои иллюстрации созданы в Forge, Fooocus и ComfyUI на вот этом компьютере, с последующим апскейлингом в SUPIR. Вас интересуют подробности?
- Разумеется, вот что касается космолета капитана Зиппа. Как вам пришла в голову именно такая идея да еще в таких деталях? Не во сне же в конце концов.
- Нет ничего проще, мне лишь было необходимо сделать описание фантазии своими словами, после прогнать его через Prompt expansion для уверенности, и сделать серию генераций. Лучше на разных моделях.
- Простите, - заметно оживился первый, - каких таких моделях? У вас что, есть модель космолета?, - добавил он слегка дрожащим голосом.
- Хм,- усмехнулся Ганс, - генеративных разумеется. Лучше SDXL, но с появлением серии FLUX мне стало работать намного интереснее. Детали можно править как душе угодно с FLUX Kontext в Comfy или даже в Forge.
- Простите, а где вы берете эти модели, для отрисовки деталей?
- Как где, известное дело, на civitai вестимо. Можно и на huggingface пошариться, да что, там можно и самому сделать...
- Сделать что, космолет?, - неуверенно спросил первый.
- Да нет же, натренировать модель для определенного стиля или направления, например для отражения внутренней обстановки того же космолета.
Тут незнакомцы заметно оживились, второй резко посмотрел на первого и твердо произнес:
- Ок, ясно, но мы будем обязаны провести дознание. Прошу Вас никуда не уезжать из города.
Они резко развернулись и пошли на выход.
Неприятно, конечно, но ему нечего бояться. Ганс вспомнил рассказ о писателе-фантасте, который еще в самом начале войны с поразительной точностью описал атомную бомбу. Когда ведется столько исследований, подобные инциденты неизбежны. Интересно, какой секрет он угадал, сам того не ведая?
Он окинул взглядом мастерскую, повернулся к уходящим от него незнакомцам, но остановился в дверях.
– Я уверен что это нелепая ошибка, – кинул вслед им Ганс Мюллер. – Если я и показал в своей галерее что-то секретное, то это чистое совпадение. Я никогда не делал ничего такого, что могло бы вызвать недовольство ФБР...
И тут Ганс замер на полуслове - он уже смотрел во все глаза на стоящий во дворе космический корабль.

No comments:
Post a Comment
А что вы думаете по этому поводу?