А АTuesday, 16 July 2013

Эпилог от Кена Хендерсона


     Я думаю что многие знакомы с книгами по программированию замечательного автора Кена Хендерсона. Вчера нашел на своей полке его книгу “Database Developer's Guide With Delphi 2 (Sams Developer's Guide)” 1996-го года издания. Когда то сам начинал с нее знакомится с Delphi. Замечательная книженция, сейчас не рекомендую лишь потому что описана старая версия. Но в конце книги приведен перспективный Эпилог автора, который и предлагаю вам. Уверен что идеи Кена актуальны даже через 15 лет! 

ЭПИЛОГ 

     Автор этой книги не упускает случая обратиться с речью к внимательным слушателям, и поэтому он решил напоследок по¬делиться с читателями некоторыми мыслями по поводу развития компьютерной индустрии. 
     Первую свою программу автор написал в конце семидесятых. Она была весьма простой — несколько строчек на BASIC. Эта программа выполняла только одно действие — бесконечно печатала слова "Я работаю!". Та версия BASIC требовала применения номеров строк (да-да, помните их?) и поддерживала только два типа строковых переменных, так что в то время автор был весьма горд делом рук своих. 
   С тех пор создание ПО стало основным способом творческого самовыражения автора. Поскольку он разрабатывал ПО (тогда этот процесс называли программированием) еще до того, как появились IBM PC, ему посчастливилось наблюдать революцию персональных компьютеров с первых ее шагов. Он был свидетелем огромного числа течений, видел провалы и успехи, зарождение и распад многих компьютерных компаний. 


    Честно говоря, по сравнению с теми временами, виден совершенный компьютерной индустрией гигантский техноло¬гический скачок. Еще до появления Microsoft Windows, еще в те времена, когда двадцатимегабайтный жесткий диск счи¬тался гигантским, никто не мог предвидеть того, практически вертикального, взлета, который совершила в следующие годы компьютерная индустрия. 
     Почему же все эти изменения происходят так быстро? Автор этой книги считает, что, в основном, потому, что люди всегда стараются изменить мир к лучшему. Или, выражаясь компьютерными терминами, пользователи персональных компьютеров имеют все необходимое для их улучшения. Персональные компьютеры многим по карману, не требуют ни¬каких связей с системными администраторами или большими серверами. Общение пользователя с ПК — общение тет-а-тет, сравнение центрального процессора человеческого мозга с центральным процессором ПК. 
    И, как следствие, мы видим обычную эволюцию доступных нам технологий. Цикл эволюции работает следующим образом: люди используют аппаратное и программное обеспечение и видят его недостатки, предлагают внести в него изменения, эти недостатки компенсирующие. Производители выпускают продукты, улучшенные нужным образом, по вполне доступным ценам. Пользователи переходят на работу с новым продуктом, и цикл начинается снова. Конечным результа¬том этого процесса является постоянно развивающаяся и улучшающаяся технологическая база, растущая вместе с запросами пользователей. 

      Однако в последнее время наблюдается одна пагубная тенденция. Внимание автора к ней привел шум, поднимаемый вокруг Internet. Сейчас все больше пользователей выбирают то или иное программное или аппаратное обеспечение не из-за того, что оно лучше какого бы то ни было другого, а из-за того, что это "последний писк", или потому, что это "самый популярный продукт", которым пользуются все (или, по крайней мере, они думают, что им пользуются все). 

    Частично в ответе за это концепция, называемая автором идолопоклонство. Вложения в известные марки сегодня достигли максимума. Например, продукт, в названии которого есть магическое слово Microsoft, имеет гораздо больше шансов быть проданным, чем продукт практически любого другого производителя. Очень жаль, так как большинство экспер¬тов согласны, что продукты Microsoft, в общем, не превосходят по качеству чьи-либо еще. По мнению многих людей, продукты фирмы Borland систематически превосходили аналогичные продукты фирмы Microsoft, и несмотря на это, Microsoft преуспевает значительно больше. Почему? Неужели же все дело в маркетинге? 
    Нет, по мнению автора, источник проблемы гораздо глубже. Просто очень немногие компании (Microsoft среди них) поняли, что пользователи компьютеров — такие же покупатели, как и все остальные, и что их нужно точно также обхаживать и отбивать у конкурентов. 
    В любом случае, сейчас люди покупают продукты компьютерной индустрии не по принципу их технического превосходства, гораздо чаще, чем раньше. Маркетинг и реклама имеют гораздо большее влияние на покупателей, чем в прошлом. Возможно, частично замешано в этом "взросление" компьютерной индустрии — большинство других отраслей че¬ловеческой деятельности страдают от этого же недуга, и страдают давно. Однако на "возмужание" компьютеров всю вину перекладывать нельзя. 
     Опасность выбора не технически превосходящих, а лучше рекламируемых продуктов лежит в том, что тем самым мы подрываем основы технологической эволюции, разрушаем процесс, благодаря которому развитие компьютерных технологий и шло до сих пор такими семимильными шагами. Теперь выживают не сильнейшие — выживают популярнейшие. И до тех пор, пока популярность будет основным фактором выживания, акцент будет делаться не на изобретательность, а на маркетинг. Конечным результатом этого будет неизбежное прогрессирующее снижение качества программного и аппаратного обеспечения. 
    Хуже всего в создавшемся положении то, что, предпочитая более популярные продукты более совершенным, мы сами роем себе яму. Тем самым мы поощряем компании выделять все больше денег на маркетинг и все меньше — на исследования. Таким образом и создается этот практически неразрушимый порочный круг. 
    Все этапы конкурентной борьбы маркетинга и технической мысли, как вехами, отмечены продуктами, которые были лучше, но производились "не той фирмой" или были искусственно "задавлены". Отличный пример такого продукта — Word Perfect for Windows, другой пример — OS/2 Warp, Quattro Pro for Windows — еще один. Эти продукты не мертвы, нет, но они не смогли реализовать свои огромные потенциальные возможности из-за маркетинговой войны. Эти продукты не носили марки Microsoft, и жестоко за это поплатились. Многие компании выбирают программное обеспечение исключительно по имени производителя. Они страдают идолопоклонством в самой тяжкой форме. 
    Раньше пользователи выбирали тот продукт, который лучше всего отвечал их нуждам. Когда появилась возможность и необходимость общения программных продуктов друг с другом, потребительская общественность нададила на производителей с тем, чтобы те упростили и улучшили возможности кооперации программ, и производители откликнулись. Не было нужды приобретать все необходимые программы у одного производителя. 

    Эта постоянная тенденция выбора наилучших продуктов привела к просто вулканическому извержению новых идей как в области аппаратного, так и программного обеспечения. Кроме того, это было время, когда разработки, требовавшие малого количества человеко-часов, пользовались спросом. Хорошая маленькая программа, созданная небольшим коллек¬тивом разработчиков или даже одним человеком, имела столько же шансов на успех, сколько и программа, созданная кем-нибудь из "титанов". Однако и эти "зубры" сами начинали с малого. Это было хорошее время — как для индустрии, так и для людей. 
     Однако в наши дни все изменилось. Потребитель все меньше заботится о качестве продукта, и все больше — о марке его производителя, или о том, пользуются ли этим продуктом все его соседи. Это уже наложило отпечаток на всю индустрию. И мы уже засыпаны слабыми и несовершенными продуктами. Отличными примерами таких продуктов могут служить Visual Basic и Power Point. 
    Не поймите автора неправильно, он вовсе не имел в виду, что указанные пакеты не имеют положительных качеств. Просто есть во много раз лучшие инструментальные средства для разработки приложений, чем Visual Basic (к ним, например, принадлежит Delphi), и лучшие редакторы презентаций, чем Power Point. Они выпускаются не Microsoft, но они действительно лучше
    Автор понимает, что в этой точке зрения много субъективного, но это только его мнение, и он его никому не навязывает. И все же вряд ли кто-либо сможет не согласиться с тем, что на сегодняшнем компьютерном рынке реклама играет значительно более серьезную роль, чем раньше. Продукты пользуются спросом потому, что их производители лучше, чем в программировании, разбираются в маркетинге, умеют продавать лучше, чем создавать, и судиться — лучше, чем изобретать. Если дела и дальше пойдут так, мы все в большой беде. 

     Что же можно сделать? И можно ли вообще что-либо сделать? Да, есть только один путь противостоять этому приливу — покупайте продукты потому, что они лучше, а не потому, что в журналах пишут, будто бы все ими пользуются, или потому, что их производит фирма Имярек. Конечно, производитель продукта должен приниматься во внимание, когда вы этот продукт покупаете, — ведь вам после покупки, возможно, понадобится его техническая поддержка, и поэтому лучше будет, если этот производитель никуда не денется. Однако выбор производителя — не основной критерий выбора. Есть один трюизм, который когда-то применялся к компьютерной индустрии, да и сейчас может быть к ней применен: если потребители будут покупать те продукты, которые лучше всего отвечают их нуждам, то производители этих качественных продуктов никуда не денутся — они обязательно выживут.              
    Конечно, плохое управление компанией может привести ее к полному краху, но это случается очень редко, особенно с компаниями, продукты которых пользуются спросом. Ключ к успешному управлению компьютерной компанией (да и любой компанией вообще) лежит в сбалансированности доходов и расходов. Штат компании может состоять из четырех сотрудников, а может — из четырех тысяч. Но если эта компания основное внимание уделяет производству нужных и качественных продуктов, если люди покупают эти продукты потому, что те соответствуют требованиям, к ним предъявляемым, — такая компания имеет, по крайней мере, шанс в борьбе за выживание. Но все зависит от того, будут ли люди правильно выбирать покупаемые ими продукты. 

    Итак, сходя с ораторской трибуны, автор советует вам действовать следующим образом: не искать легких путей, используя продукты "титанов" индустрии, новые версии которых, похоже, выпускаются каждый день, а все хорошенько обдумать, и выбрать именно тот продукт, который полностью удовлетворяет вашим нуждам. И когда вы сделаете выбор, держитесь за него, ибо выживание индустрии в том виде, в каком мы еще помним ее, зависит от того, будут ли люди делать правильный выбор, исходя из верных предпосылок.

1 comment:

Maxi said...

Сильно сказано!

Post a Comment

А что вы думаете по этому поводу?

Версия на печать

Популярное

Медиа облако