Вот уже и месяц май. Не за горами очередной выпуск и защита дипломов у студентов. Так уж
случилось что я 5 лет являюсь членом Государственной Экзаменационной Комиссии
по направлению «Информационно-измерительные системы». Т.е. с умным видом принимаю
защиту дипломных проектов и работ. Как раз об этом сегодня и поговорим.
В мое время нам
приходилось чертить в прямом смысле на ватмане формата А2 и схемы и блок-схемы
алгоритмов, и отражать экономическую часть работы, и даже охрану труда. Все это
вывешивалось одновременно перед комиссией. И я с указкой в руках должен был
бегло рассказать по сути чего в моем проекте такого замечательного. Далее члены
комиссии по очереди, или перебивая друг друга, задавали вопросы. И я должен
было достойно на них ответить. Главное правило - не молчать!)
Что я наблюдаю
сейчас?
Компьютеризация
внесла свой вклад как в сам проект так и в его форму презентации. Форма представления дипломного проекта очень упростилась. Сейчас
студент представляет комиссии через проектор презентацию выполненную в MS PowerPoint. С точки зрения экономии бумаги государству
это несомненный плюс. Если бы министерство образования еще дало указание
печатать сам проект на обеих сторонах листа А4 было бы вообще замечательно.
Кстати мы писали от руки, и как сейчас помню, какой фурор вызвал мой первый вариант
набора формул в Equation Editor в MS Word. Вы этого возможно не знаете, но в первых версиях
Word редактор
формул не был штатным инструментом и его надо было дополнительно «прикручивать».
Так вот студенческая
презентации проектов чаще напоминает этакую шпаргалку с которой докладчик
иногда буквально вычитывает все что видно на экране. Разумеется не все имеют
дар оратора. Но замечено что если докладчик хорошо ориентируется в своем
проекте то и сам доклад делается легко, почти невзирая на экран. Таких студентов,
как правило, 25% в группе. И они проходят защиту в первый день. Т.е. со второго дня
становится заметно скучновато. Что еще,
так это то что редко членам комиссии удается смотреть на экран презентации под
прямым углом. А экран ведь не имеет таких углов обзора как телевизор или
планшет. Этого не учитывают многие презентации по контрасту и цветовой палитре.
Докладчик чаще смотрит на монитор компьютера или ноутбука, а не экран на стене
и забывает что монитор делает картинку ярче. А экран - нет. Многое становится просто
не видно, и появляются лишние вопросы. В итоге защита затягивается… не в вашу
пользу. Включение-выключение презентации на экран рекомендуется делать в
скрытом режиме, не включать подробные схемы или блок-схемы в слайд, иметь общий
слоган для всех слайдов. Здесь хотелось бы пожелать будущим спецам прочитать
разок книгу Дмитрия Лазарева «Презентация: лучше один раз увидеть!» Прочитав эту книгу, вы научитесь делать великолепные презентации, с
помощью которых можно донести свои мысли и идеи до любой аудитории - совета
директоров, команды проекта, слушателей семинара. Вы поймете, как и когда
следует использовать PowerPoint, как готовить презентацию, выбрать дизайн
слайдов, расставлять акценты и располагать картинки, схемы и графики и самое
главное - как не перегрузить презентацию лишней информацией.
Некогда читать?
Будьте смелее – возьмите в качестве инструмента Prezi. Создайте необычную презентацию, а не
просто «слайд за слайдом». Покажите Ваше творческое мышление, а не только взгляд вашего
руководителя.
Следующее.
Многие проекты имеют результатом разработку программного обеспечения, или web-сайта, или даже их взаимодействия. Так почему же на компьютере
с которого ведется презентация не провести живую демонстрацию вашей работы? Так сказать практическую составляющую. Это
было бы очень кстати. Сколько можно показывать комиссии сухие слайды и печатную
версию вашей работы? Это же вчерашний день. Я понимаю, что аппаратную
разработку показать затруднительно, но ведь таких единицы. Вот продемонстрировать ваше web-приложение сам бог велел. На
компьютере есть wifi-соединение с интернет! Покажите больше чем может старый мистер PrintScreen.
Студенческое время - самое прекрасное время в
жизни! Хотелось бы всем без минуты специалистам
пожелать все-таки извлекать максимум пользы из своего обучения, а не брать
пример с тех кто делая вид что учится подыгривает тем кто делает вид что учит.
No comments:
Post a Comment
А что вы думаете по этому поводу?